GuideApp

Театр и любовь

Театр и любовь

Автор фото: © lana1501 / Фотобанк Лори

Театр и любовь

Два страстных увлечения одного из владельцев этого дворянского имения во многом сохранили усадьбу "Останкино" для потомков


Останкино знаменито единственным сохранившимся в России деревянным театром, который был создан еще в конце XVIII века, небольшим, но живописным парком и историей настоящей романтической любви, которая перешагнула через общественное неодобрение и сословные условности. Но обо всем по порядку.


Впервые это место попало в исторические хроники в XVI веке. Сменив нескольких владельцев в 1585 году деревня «Осташково на суходоле» стала вотчиной думного дьяка Василия Щелкалова – влиятельного чиновника времен царствования Ивана Грозного, Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. По его приказу был вырыт пруд, посажены рощи, построена деревянная церковь. Во времена Смуты деревню и усадьбу разграбили и сожгли и лишь в 1620 году у имени появился новый хозяин Иван Борисович Черкасский, один из родственников новой царской фамилии Романовых и фактически глава правительства на протяжении 20 лет. При нем имение было отстроено заново. Правда с тех далеких времен никаких построек не сохранилось. Зато его наследник, князь Михаил Яковлевич Черкасский – один из учителей будущего царя Петра I, Тобольский воевода, который долгие годы осваивал сибирские владения России, обеспечивая армию и флот провиантом, в 1678 году заложил в «Останкино» каменную церковь Живоначальной Троицы. Яркий и запоминающийся своей архитектурой храм практически в неизменном виде сохранился до сих пор. 


Любопытно, что архитектором церкви предположительно был крепостной Павел Потехин, который за свою жизнь трижды менял хозяев. Из-за того, что его родное село Кадницы переходило из рук в руки, мастером и артелью, которую он возглавлял, владели то Шереметьевы, то Одоевские, то Черкасские. В результате работы Павла Потехина можно увидеть в самых разных подмосковных усадьбах. Например он является автором церкви Михаила Архангела в «Архангельском».


В 1743 году единственная наследница рода Черкасских Варвара Алексеевна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметьева, в результате чего «Останкино» стало еще одним фамильным имением Шереметьевых. Супруги усадьбу особо не жаловали, хотя и содержали в образцовом порядке. Здесь был разбит парк и построен деревянное имение, которое использовалось для приемов.


Расцвет «Останкино» связан с судьбой наследника богатой четы. Молодой граф Николая Петровича Шереметьева был страстно влюблен в театр. Вместо службы, все свое внимание и силы он уделял театральной труппе, которая, благодаря его стараниями и несметным богатствам, превратилась в один из самых известных коллективов России. Актерами, музыкантами, постановщиками в Шереметьевском театре чаще всего становились крепостные, с малых лет специально обученные всем сценическим премудростям. Крепостной театр Шереметьевых существовал в «Кусково» на протяжении многих лет, однако в его рамках Николаю Петровичу было «тесно». Граф выбрал «Останкино» в качестве места расположения нового театра, задача которого была удивлять и поражать высоких гостей. В 1791 году началось строительство нового здания. Над проектом деревянного дворца с театральным залом на 250 человек, гримерными, сценическими помещениями и декорациями трудились известные архитекторы того времени – Виктор Бренна, Франческо Кампорези, Джакомо Кваренги. Однако Николай Петрович чрезмерно дотошен и постоянно менял требования к проекту из-за чего ни один из них полностью не был реализован. В какой-то момент достройку дворца граф поручил крепостным архитекторам Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, которые и завершили работы, изящно совместив разные архитектурные задумки своих именитых коллег. 


 В итоге театр у Шереметьева удался на славу. Пожалуй нигде в России не встретишь примера более искусного обращения с деревом, чем в Останкино. Крепостные мастера и зодчие сумели придать ему вид мрамора и гипса, металла и алебастра, а акустика помещений поражает специалистов до сих пор. Дворец Мельпомены получился строгим и изящным одновременно, а его внутреннее убранство красноречиво роскошь и блеск Шереметьевской усадьбы тех времен.


В 1795 году на сцене только что построенного театра была показана первая музыкальная драма «Зельмира и Смелон, или взятие Измаила». В 1797 году «Останкино» посетил император Павел I и польский король Станислав Понятовский. Серия ярких приемов и театральных постановок вызвала небывалый интерес у современников. Перед гостями выступала труппа из 200 актеров, музыкантов и танцовщиков, многие из которых вошли в историю театрального искусства. Например танцовщица Татьяна Шлыкова-Гранатова, композитор Степан Дегтярев и, конечно же, прима крепостного театра Прасковья Ковалева (сценическое имя Параша Жемчугов).


История взаимоотношений между Николаем Шереметьевым и Прасковьей Ковалевой уже давно стала легендой. Всесильный граф был настолько покорен красотой и талантом актрисы, что решился наплевать на все общественные запреты. После того, как Шереметьев получил приглашение занять одну из должностей при дворе Павла I, он забрал возлюбленную вместе с собой в Санкт-Петербург, в 1801 году дал ей вольную, после чего они тайно обвенчались. Для того, чтобы оправдаться в глазах общества граф создал легенду о том, что Прасковья является потомком одного из польских дворян. Поступок Шереметьева широко обсуждался в высшем обществе и, мягко говоря, одобрили его не многие. Но графу было все равно. Вместе они были действительно счастливы, правда продолжалось это, к сожалению, не долго. В 1803 году графиня Шереметьева родила сына, а спустя три недели скончалась от чахотки. 


 Горе графа было безутешным. Свой театр Николай Петрович распустил, а в память о супруге основал в Москве Странноприимный дом – богадельню для калек и сирот (сегодня это одно из зданий института Скорой помощи им. Склифосовского). Высшее общество так и не признало спорный брак, графу пришлось обратиться к императору с тем, чтобы монарх признал за их сыном Дмитрием право наследования имущества и титула. Александр I прошение графа удовлетворил. Николай Петрович пережил супругу лишь на шесть.


Дмитрий Николаевич, повзрослев и вступив в права владения огромным состоянием семьи, всю свою жизнь посвятил благотворительности. На его деньги содержались школы и больницы, храмы и богадельни. На этом поприще граф снискал всеобщее уважение. Одним из ярких примеров того, насколько высоко ценилось то дело, которым занимался Дмитрий Николаевич, является тот факт, что накануне коронации в 1856 году будущий император Александр II вместе с семьей согласился неделю провести в «Останкино», которое превратилось в государственную резиденцию. Накануне визита Дворец и усадьба были серьезно перестроены под нужды монаршей семьи. Ветхие строения разобрали, театральные помещения перестроили под новые нужды.


В 1861 году, когда в России было отменено крепостное право, чтобы поправить пошатнувшееся семейное хозяйство Шереметьевы начинают застраивать «Останкино» летними дачами, которые затем сдавались для всех желающих.


Во второй половине XIX века с усадьба по своему основному назначению практически не использовалась. Однако в те годы в моду входили городские гуляния. Парки «Останкино», куда с разрешения хозяев, стали регулярно пускать москвичей, пользовались неизменной популярностью. Здесь не редко проводились различные праздники и торжества, на которые собирались десятки тысяч горожан.


В 1917 году усадьба «Останкино», как и остальные фамильные владения Шереметьевых, были национализированы, после чего здесь появился музей, который действует до сих пор. 
Москва
Городские места
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)


Рамка Ipad
Рамка Ipad
Рамка Ipad
Рамка Ipad

еще почитать
Путеводитель по Москве: Рабочий и все таки колхозница
Москва
Как советские символы капиталистов и фашистов в 1936 году победили


Путеводитель по Москве. Усадьбы столицы: Кусково
Москва
История и современность уникальной усадьбы. За что молодожены и кинематографисты полюбили имение графов Шереметьевых